Во время
конфликта мы часто в пылу агрессии употребляем
речевые искажения, обобщения, упущения. И это мешает нам наладить друг с
другом
взаимопонимание.
Если ты хочешь остановить конфликт и превратить его в мирные
переговоры, тебе нужно всего
лишь вовремя поймать собеседника на неконструктивном речевом искажении,
обобщении или опущении и задать ему правильный вопрос. Итак, какие же
недопонимания
встречаются в наших конфликтах и как их ликвидировать?
Непонимание № 1. В своей речи человек превращает
непрерывный
процесс в конкретный объект и, тем самым, искажает суть спора.
Пример: «Мне не нравятся наши отношения». Отношения –
это
непрерывный процесс, а не предмет. Соответственно, они не могут
«нравиться» или
«не нравиться». Или «Меня не устраивает наш брак». «Я ненавижу свою
жизнь» «Мне
надоело твое неуважение» и т.д. Выход из конфликта:
спроси, каким образом проявляется то, о
чем говорит человек. Или попроси конкретизировать. Например: «Каким
образом
проявляется мое неуважение?» Так ты получишь информацию для
конструктивной
беседы.
Непонимание № 2. Причиной ссоры часто становятся
попытки
человека «читать мысли» собеседника.
Пример: «Я знаю, ты меня не уважаешь» или «Конечно,
тебе
плевать на мои проблемы». Выход из конфликта.
Спроси, как человек узнал об этом.
Например: «Как ты узнал, что меня не волнуют твои проблемы?».
Непонимание № 3. Поиски причины конфликта зачастую
лишь
усугубляют ситуацию.
Пример: ты спрашиваешь: «Почему ты на меня орешь?», а
человек тебе в ответ: «Да потому что ты меня бесишь! Нормально с тобой
невозможно разговаривать!». Выход из конфликта.
Замени взрывоопасный вопрос «почему?»
полезным вопросом «зачем?». Например: «Зачем ты повышаешь на меня голос?
Чего
ты хочешь этим добиться?» Это должно помочь вам обоим вспомнить, какой
цели вы
пытаетесь достичь, и ваша беседа станет более продуктивной.
Непонимание № 4. У каждого человека свое понимание
того, что
такое сильно и слабо, хорошо и плохо, умно и глупо и т.д. Отсюда и
разногласия.
Пример: тебе говорят: «Ты работаешь недостаточно
усердно»
или «Ты меня любишь недостаточно сильно». Выход из конфликта.
Нужно узнать внутренние стандарты собеседника.
Спроси: «Что вы считаете усердной работой?», «Что мне нужно сделать,
чтобы ты
счел мою любовь достаточно сильной?» Непонимание
№ 5. Мы часто делаем нелепые обобщения, которые
приводят к конфликтным
ситуациям.
Пример: «Я тебе не доверяю! Женщинам
вообще нельзя
доверять!». Или «Все бабы – дуры!» «Всем нужны лишь богатые мужики» и
т.д. Выход из конфликта: спроси: «Неужели ты не
знаешь хотя бы
одной умной женщины?», «Неужели ты не встречал хотя бы одну
женщину, которой
можно было доверять?». Так человек начнет искать в своей памяти
позитивные примеры,
а найдя их, вполне возможно, поймет, что к тебе его нелепое обобщение не
относится.
Непонимание № 6. В пылу ссоры мы не стесняемся
использовать
громкие суждения, выдавая их за истину в последней инстанции. И при этом
забываем, откуда мы позаимствовали эти самые суждения. И не думаем,
насколько наше
суждение на самом деле является истиной в последней инстанции.
Пример: «Женщина должна быть хорошей хозяйкой»
или «Мужчина
должен обеспечивать семью». Выход из конфликта.
Узнай, откуда у человека взялась такая
информация. Например, спроси: «Кто тебе сказал, что женщина должна быть
хорошей
хозяйкой?» или «Кто сказал, что место женщины на кухне?».
Так человек невольно
осознает, что его суждения – не истина в последней инстанции, а всего
лишь
чье-то мнение, которое он повторяет. Так он получит новый способ
взглянуть на
вещи.
Непонимание № 7. Мы часто опускаем в споре важные
детали. И
именно из-за этого не можем понять друг друга.
Пример: «Ты это делаешь хуже всех!» или «Мой муж
жалкий
неудачник». Говоря такие вещи, мы даем свою оценку, но при этом не даем
оценочную шкалу. В итоге не понятно, что, с чем и по каким критериям мы
сравниваем, на что равняемся. Выход из конфликта:
узнай, по каким стандартам делает
сравнения твой собеседник. Например: «Она красива» – «По каким
стандартам? По
сравнению с кем?». Или «Он мало зарабатывает» – «Мало по сравнению с
кем?»
Конечно, это далеко не полный список конфликтогенных слов и
способов избежать ссоры. Но мы привели самые распространенные ситуации.
Возможно, на первый взгляд тебе покажется, что НЛП
-заклинания,
которые мы предложили, не такие уж и действенные.
Но, чтобы проверить их эффективность, тебе достаточно один
раз испробовать их на практике. Ведь эти вопросы действуют прямиком на
подсознание. Ты и оглянуться не успеешь, как перебранка превратится в
мирную и
плодотворную дискуссию. Люди, наверное, никогда не перестанут спорить,
но вот уменьшить
количество ссор и конфликтов – вполне реальная задача!
Источник: http://www.wmj.ru/parts/psixologiya/tvoj-mir/page/multi-page-article-gallery/nlp-zaklinaniya-stop-konflikt/pagenum_2 |